Нерехту по праву называют музеем под открытым небом. Мало в каком уездном городке можно увидеть столько прекрасных памятников церковной и гражданской архитектуры. Живописные зеленые улицы, белокаменное узорочье храмов и монастырей, неспешное журчание извилистой речки Солоницы погружают в атмосферу провинциального русского дворянства.
Свое путешествие по городку начните с посещения старой аптеки – памятника архитектуры стиля модерн. Здесь располагается экспозиция, в основу которой лег «Дневник русской женщины» Елизаветы Дьяконовой, уроженки города Нерехты. Со страниц «Дневника» оживают в музее картины путешествия по городам Европы и воспоминания о «маленьком уездном городишке, затерявшемся в средней полосе России, где живут по- старинному, где по праздникам разносится звон семи церквей, где живет Душа русской женщины». В своем дневнике она пишет: «Милая Нерехта, твой воздух действует на меня благотворно. Оживляюсь при одном твоем виде, а само название приятнее мне всякой музыки». «Благословенным городом» назвал Нерехту и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший ее в июле 1994 года.
Культурным центром города является Церковь Богоявления (Никольский храм). Из руин возрождена красота фресковой живописи 18 века и золоченый иконостас. Если подняться на колокольню церкви Богоявления и позвонить в семь колоколов, то можно очистить душу звоном. Для этого, пока звучит малиновый звон, надо прочесть молитву: «Пока я звоню, пусть далеко уходит от меня огонь, гром, молния, сатана, болезни и злой человек. Аминь!»
Прогуливаясь по Нерехте обязательно загляните в церковь Воскресения (Варваринская) – памятник архитектуры 18 века. Здесь находится выставка «Обряды, обычаи жителей Нерехтского края 18-начала 20 века».
Во Владимирской церкви Сретенского монастыря, основанного в 1634 году можно увидеть напрестольное Евангелие, подаренное храму 6-летним Пётром (будущим императором Пётром Великим) во время его визита в славный город Нерехту.
Теперь самое время прогуляться по Базарной площади, заглянуть в старинные купеческие ряды, где до сих пор бойко идет торговля. На протяжении веков особенностью Нерехты было то, что здесь никогда не было крепости, то есть собственно города. Это был торгово-ремесленный посад. И главным ее населением были мещане и купцы, а основным занятием - торговля. В конце 16 в. в Нерехте было более 300 домов, один собор и 7 церквей, 100 лавок и торговых мест, 25 соляных варниц. Каждая варница имела в народе свое особое название – Соболь, Казарин, Медведь, Крапива, Пирог, Орех и др.
Начиная с 18 века здесь быстро стали развиваться и другие отрасли промышленности: первыми появились квасцовый и серный заводы. Повсеместно стало распространяться домашнее прядение и ткачество льна. В 1778 г. Нерехта впервые была названа городом, и не простым, а уездным. Ей был присвоен свой собственный герб, где на голубом поле красовались две раковины улиток как символ двух рек – Нерехты и Солоницы, – богатых не только солью, но и моллюсками. А уже к середине 19 в. Нерехта стала крупным текстильным центром губернии. Однако, в 20 век Нерехта вошла тихим уездным городком, с самобытным духом русской провинции, который бережно хранится нерехтчанами и по сей день. С Базарной площади хорошо видна колокольня Казанского собора, поднявшись на которую можно полюбоваться панорамой окрестностей на 15 км в округе, каменным ожерельем из семи нерехтских церквей и услышать рассказ о первом полете на воздушном шаре русского воздухоплавателя Крякутского. Всего в километре от Нерехты находится Троице-Сыпанов монастырь, основанный монахом Пахомием. Каждый год 28 мая нерехтчане отмечают праздник Святого Пахомия, пьют целебную воду из святого источника, расположенного на территории монастыря и босиком поднимаются на крутую монастырскую гору, веря в то, что недуги отступят и здоровье возвратится. По поверью каждый, кто в этот день босиком взойдет и спустится три раза на горку у Святого источника, сможет избавиться от всех болезней и хворей.
В этот день в Нерехте проводится еще одно важное для города событие – межрегиональный фестиваль духовной и народной музыки, посвященный святому преподобному Пахомию Нерехтскому. Истинные ценители народной музыки по достоинству оценят и гордость нерехтчан - ансамбль «Нерехтские рожечники».
Приезжайте на гостеприимную Нерехтскую землю! Здесь Вас ждут удивительные открытия и впечатления! фото мои, текст с сайта http://www.nerehta44.ru/
Никак не могу собраться на неспешную прогулку по Нерехте, хотя бываю там достаточно часто. Срочно нужны гости для совместной экскурсии)))) В следующем году город будет отмечать свое 800-летие. Праздник со слезами на глазах. Город пребывает в запустении и разрухе. Последний "рукоразводитель" районного масштаба недавно подал в отставку "по состоянию здоровья". Я думаю, что это самое здоровье он потерял и благодаря водителям, пробирающимся на своих автомобилях по обезображенным ямами дорогам, сыплющими проклятиями в адрес администрации. Такая отрицательная энергетика не может уйти бесследно. А город замечательный, уютный, красивый. Ему бы еще руководство толковое - был бы туристический рай.
Продолжаем путешествие по Костромской области. Два удивительных затерянных дома в Костромской области В Костромской области в 550 км от Москвы на северо-восток, неподалеку от города Чухлома находятся два замечательных терема, запрятанных между лесами и заброшенными деревнями.
Таким заброшенным этот удивительный дом нашёл несколько лет назад . И вот уже не первый год ведет его реставрацию. "Дерево - это и есть Россия, это наша история, наш вклад в мировую культуру. В дереве нет итальянской частички души кремлевских соборов. Дерево - это русский "избяной космос". Ситуация в деле сохранности деревянного зодчества одна из самых печальных. Мы нашли альбом 1942 года издания, посвященный деревянному зодчеству.Из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни которую можно показать нашим детям и сказать - вот она Россия, рубленная в обло, вот ее церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты."
А такой он был внутри.
Позже выяснилось,что в строительстве дома были использованы части проекта знаменитого архитектора Ивана Павловича Ропета, опубликованного в журнале "Мотивы Русского Искусства".
А построил дом Мартьян Сазонович Сазонов крестьянин, уроженец села Асташево Чухломского уезда, столяр, успешный предприниматель, меценат, в 1897 году.
В центре владелец дома Мартьян Сазонович Сазонов (1842-1914) и Екатерина Алексеевна Сазонова (в девичестве Добровольская) (1875-прим 1950), его вторая жена; за ними по видимому отец Екатерины, дьячок Ильинской церкви; и возможно ее сестра; крестьяне Асташево и окрестных деревень.
Так дом выглядел в начале 20 века. Ну а потом десятилетия забвения. "Сазонов покинул дом вскоре после революции, вывезя всю мебель. В 1943 году дом вскрыли в нем устроили почту, библиотеку и фельдшерский пункт. Беседка к тому времени уже совсем сгнила и на ее месте устроили танцплощадку. Окна террасы выбили в 1950-е и она так и стояла открытая. А в 60-е потекла крыша. Вроде бы даже купили железа ее перекрыть, а потом вскрыли чердак и увидели что там все погнило. Почта и фельдшерский пункт съехали, а библиотека вообще закрылась. А вскоре и деревня вымерла и все лесом поросло."
"В наших планах восстановить дом и создать на его базе гостевой дом и культурный центр, а так же Музей Крестьянских Историй. Костромская область - один из самых депрессивных регионов России, по которому катаклизмы 20 века - коллективизация, укрупнение, вымирание Нечерноземья - ударили наиболее глупым и жестоким образом. С другой стороны в Костромской глубинке, где вымерло более 80% деревень, сохранилось много удивительного. Прежде всего здесь еще местами сохранился тот уклад жизни, который стремительно исчезает под натиском современности. Мы хотим сохранить этот уклад не в музее а в действии - будем вести хозяйство, готовить в русской печи, попробуем сажать лен и т.д."
Сообщение отредактировал Марья - Среда, 14.08.2013, 18:36
"Погорелово - забытая и заброшенная деревня в Костромской области. Когда то это было государственное (и потому богатое) село. Местные крестьяне в основном промышляли отходничеством, то есть ездили на заработки в Питер. Некоторые зарабатывали прилично и крепко становились на ноги. В одной из таких семей родился Иван Дмитриевич Поляшов. Венцом его карьеры был субподряд на ремонтных работах в Зимнем Дворце. Получив статус потомственного почетного гражданина, Поляшов в 1903-ем году построил дом-терем (а кроме того стал одним из крупнейших землевладельцев Чухломского уезда, построил современную мельницу на Виге, часовню в Погорелово, новый придел в приходской церкви в Дорке и т.д.). "
"Дом уникален своей эклектичностью - постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения - здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства."
"Судьба дома после революции повторяет судьбы десятков усадеб Костромской области - дом был реквизирован в 1918-ом году. Поляшова переселили в одну из комнат на первом этаже, а в доме разместили сельсовет и несколько крестьянских семей. Поляшов умер в 1935 году, избежав раскулачивания и репрессий. В 1972-ом году сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома. Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Черта московских художников-авангардистов - Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова совершенно случайно тем же летом задумала байдарочный поход по речке Виге. Чухломской край в те времена все еще был страшной глушью, дороги только начинали строиться, добираться сюда надо было Ан-2 из Костромы. К тому же Костромская область была в разы менее популярна чем Русский Север с точки зрения байдарочных походов. Поэтому их появление в Погорелово было полной случайностью. Увидев дом, Анатолий купил его (что было непросто - как и во всех случаях покупки государственной собственности)." Через витражные окна экркеров можно наблюдать за безжалостным наступлением природы и времени на покинутую деревню